eng

Директор ЗАО "Агрокапитал" Яцкевич Александр поделился экспертным мнением об использовании экспортерами векселей

Что нужно учитывать экспортерам, которые захотят работать с векселями: мнения экспертов.

«Про бизнес.», 14 апреля 2015

В конце мая вступает в действие президентский Указ №69 «Об использовании векселей». Он позволяет белорусским экспортерам принимать оплату за свой товар векселями.

21 мая 2015 вступает в силу президентский Указ от 17.02.2015 № 69 «Об использовании векселей». Суть его в том, что белорусские экспортеры в качестве расчета за проданные на внешнем рынке товар или услугу могут принимать векселя. Причем срок предъявления векселя к оплате определяет сам покупатель-нерезидент. Это позволяет ему рассчитывать на отсрочку платежа.

Сам экспортер, чтобы получить свои деньги по векселю, предъявлять его к учету в банк или в другие кредитно-финансовые организации, зарегистрированные в Беларуси.

Наши эксперты – Светлана Бабинцева, партнер международной юридической компании Customs & Corporate Lawyers Bel, адвокат МГКА, и Александр Яцкевич, директор ЗАО «Агрокапитал», проанализировали Указ № 69, высказали мнение, чем новые правила могут быть полезны для бизнеса, и рассказали, на что стоит обратить внимание.

Светлана Бабинцева
партнер международной юридической компании Customs & Corporate Lawyers Bel, адвокат МГКА


– Выпуск и обращение векселей регулируют:

Закон от 13.12.1999 №341-З «Об обращении переводных и простых векселей».
президентский Указ от 28.04.2006 № 278 «О совершенствовании регулирования вексельного обращения в Республике Беларусь».
Эти нормативные акты продолжат свое действие с некоторыми изменениями с 21 мая 2015, когда вступит в силу президентский Указ № 69 «Об использовании векселей». Этот же документ вносит изменения в президентский Указ от 27 марта 2008 г. №178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций».

Получение векселя еще не означает получение валютной выручки (собственно денег) от экспорта. Поэтому многие, в том числе и контролирующие органы, относят векселя к неденежной форме расчетов. Это исключало их использование при платежах за экспортируемые товары.

Безусловно, при операциях с векселями на практике существует достаточно большое количество экономических и юридических тонкостей. В том числе зависящих от условий конкретной сделки. Анализируя Указ № 69, выделю несколько основных моментов.

Кто может работать с векселями

Будет создан реестр организаций, которые могут осуществлять учет векселей.

К началу действия указа Нацбанк должен выработать критерии в отношении банков-нерезидентов, выпускающих и авалирующих векселя и другие документы.

Получение отсрочки при расчете векселем

Срок предъявления векселя к оплате определяется эмитентом и в самом векселе может быть указан любым. Это позволяет покупателю получить отсрочку платежа, длительность которой он определяет сам, если эмитирует (выпускает) вексель.

Однако белорусский экспортер (тот, кто продает товар за вексель) по-прежнему обязан завершить экспортную операцию в сроки, предусмотренные Указом № 178.

Иными словами, предъявить вексель к учету и получить денежные средства в валюте платежа по экспортному контракту.

Валютная выручка появляется у экспортера только на этапе учета векселя (передачи векселя в обмен на денежные средства) в организациях, которые будут включены в реестр.

Кто освобождается от гербового сбора

Указ №69 освобождает от уплаты гербового сбора при передаче и получении векселей (его размер определяется по правилам главы 25 Налогового кодекса):

Банки, небанковские кредитно-финансовые организации и иных юридических лиц, осуществляющих учет векселей и включенных в реестр.
Экспортеров, получивших вексель, который соответствует критериям Нацбанка и «продающих» вексель организациям, включенным в реестр.
Иными словами, гербовый сбор не уплачивают только те, кто подпадает под действие Указа № 69. Другие операции с векселями, операции с другими организациями, операции с другими векселями – остаются основанием для уплаты гербового сбора.

(Налоговая база гербового сбора – вексельная сумма, в пределах которой плательщик отвечает по векселю. Ставки гербового сбора – от 15% до 25%, – Прим. «Про бизнес.»).

Какие операции с векселями (не)возможно проводить экспортеру?

Указ № 69 напрямую не содержит запрета на передачу векселя иному юридическому лицу при расчетах за товары, работы и услуги. Но делает невозможным обращение этих векселей на вторичном рынке. Ведь в этом случае экспортер:

Не получит валютную выручку по внешнеторговому контракту. К примеру, он передаст вексель в оплату своей задолженности, и физически валюта от этой операции на его счет не придет. Будет только влияние сделки на хозяйственный результат экспортера.
Уплатит гербовый сбор.
Еще один интересный вариант – такой, при котором вексель, эмитированный нерезидентом, учитывался бы банком, находящимся там же, где и сам нерезидент.

Однако буквальное содержание п. 1.10 Указа №69 говорит, что в этом случае экспортер (лицо, принимающее и передающее вексель) будет являться плательщиком гербового сбора. Ведь этот законодательный акт распространяет действие только на территории нашей страны. Соответственно, в реестр лиц, которые осуществляют учет векселей и освобождаются от уплаты гербового сбора, предоставляют информацию о таких совершенных операциях в Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг (РЦДЦБ), вряд ли будут включены банки-нерезиденты.

Следующая теоретически перспективная возможность – продажа векселя на вторичном рынке ценных бумаг в стране эмитента (стране, где осуществляет деятельность покупатель экспортируемого товара). Для его осуществления на практике изменений, вносимых Указом № 69 также недостаточно. Дополнительно экспортеру потребуется:

Аналогично случаю, о котором я говорила выше, уплатить гербовый сбор.
Вероятно, придется дополнительно получать разрешение Нацбанка. Ведь операции на вторичном рынке подпадают под его регулирование, как операции с капиталом.


Выводы: с изданием непосредственно Указа № 69 основные правила обращения векселей пока изменяются лишь незначительно.
Но вот практика (разъяснения, подзаконные акты) покажут, насколько эффективным будет использование этого инструмента.

 

Александр Яцкевич
директор ЗАО «Агрокапитал»


– У экспортеров может появиться новый инструмент, призванный улучшить конкурентоспособность белорусских товаров на внешних рынках. Предусмотренное Указом №69 освобождение участников операций с векселями от уплаты уже упомянутого гербового сбора – несомненно плюс. Отмечу также, что увеличились сроки предоставления банками и другими организациями, включенными Нацбанком в реестр, документов об операциях с векселями в РЦБД. Документы эти уже не требуют нотариального заверения.

И вместе с тем, пока что операции с векселями – непростая процедура.

Расчет векселем – пример идеальной ситуации

Представим идеальную ситуацию: белорусский производитель нашел на внешнем рынке покупателя произведенного им товара, который предлагает рассчитаться векселем. Документ авалирован банком и соответствует критериям, установленным Нацбанком. В этом случае, остается всего лишь предъявить вексель белорусскому банку и получить деньги. Но надо учесть, что это операция, предполагающая дисконт (в нашем случае – разницу между номинальной стоимостью векселя и меньшей ценой, по которой экспортер предъявит его к учету банку).

Размер дисконта в первую очередь зависит от оценки рисков. И сразу возникает несколько ключевых вопросов:

Сколько это будет стоить белорусскому экспортеру?
Как это отразится на конечной стоимости его товара?
Сможет ли белорусский экспортер заранее просчитать размер дисконта, чтобы применение векселей в расчетах было экономически целесообразным?
В результате общения со специалистами белорусских банков на тему возможного учета векселей российских эмитентов выяснилось:
Даже если бы у банка возникла такая заинтересованность, дисконт мог бы составлять от 20% годовых в российских рублях.
Ввиду того, что при его погашении будет удержан налог в размере 10% от дохода.

А еще эксперты напоминают, что процедура покупки векселя нерезидента схожа с процедурой выдачи кредита обычным юридическим лицам. В нашем случае, она будет включать в себя:

Сбор и анализ банком информации об эмитенте векселя и банке-нерезиденте, авалирующем вексель;
Оценку рисков, проведение кредитного комитета.
В итоге даже в случае с приведенной идеальной ситуацией «запустить» такую сделку будет очень непросто и недешево. И это мы не коснулись еще вопроса о процедуре освобождения от уплаты гербового сбора.

Какие аспекты Указа №69 нуждаются в пояснениях

Является ли подписание Указа первым шагом к снятию ограничений, связанных с эмиссией и оборотом векселей, эмитентами которых являются резиденты Республики Беларусь? Официальных комментариев по этому поводу пока нет.

Суть Указа сводится к тому, что законодатель предполагает рост неплатежей и отсутствие денег у нерезидентов-основных торговых партнеров Беларуси.
И применение векселей может позволить увеличить экспортную выручку белорусских производителей. Хорошо бы при этом понимать:

Был ли проведен анализ условий на внешних рынках (вероятно, принимая Указ, имели ввиду ситуацию на рынке РФ);
Существуют ли дипломатические договоренности об операциях с векселями, согласно новому Указу, которые найдут отражение в межгосударственных соглашениях?
Если это действительно так, хочется, чтобы законодательно были учтены те два варианта, о которых сказано выше – учет векселей банком-нерезидентом и продажа на вторичном рынке в стране эмитента векселя. Для этого, может быть, необходимо внести дополнительные изменения в Закон 13.12.1999 №341-З «Об обращении переводных и простых векселей» и президентский Указ от 28.04.2006 № 278 «О совершенствовании регулирования вексельного обращения в Республике Беларусь».

Кроме того, часть вопросов можно урегулировать подзаконными нормативными актами, в частности, разрешением Национального банка, которое распространяет действие не на конкретного субъекта, а на круг лиц (аналогично разрешениям по осуществлению предварительной оплаты нерезидентам из РФ и Казахстана).

Выводы: Экспортерам, решившимся на использование векселей в расчетах, придется в первую очередь внимательно изучить этот вопрос. Скорее всего, с привлечением профессионалов. Иначе конкурентное преимущество может обойтись им дорого.

Предоставленный законодателем механизм – это шаг вперед, но неплохо бы при этом упростить процедурные вопросы. Предоставив пользователям более простой и понятный алгоритм.

Это приблизило бы возможность использования векселей, выпущенных нерезидентами, в реальных экспортных сделках.

 

 

Ссылка на интервью: 

«Про бизнес.»

 

 

Depo.by